Минувший год принес целую обойму мультфильмов, авторы которых пытаются по-новому взглянуть на внутренний мир человека и на бессознательные драйвы человечества в целом. В нескольких мультфильмах подсознание само по себе становится местом действия, авторы других, будто пренебрегая органикой анимационного кино, стремятся заставить своих героев играть тоньше и искуснее, чем живые актеры, третьи же художники озадачены исследованием общественного организма в его совокупности с присущими ему коллективными стремлениями и архетипами.
Если для философской или социальной анимации ХХ века было характерно стремление к обобщениям, выведению универсальных правил, то сегодняшних художников все больше интересуют частные ситуации. Вот человек, больной альцгеймером, вот женщина, в девятый раз, сдающая экзамен по вождению, вот особенный ребенок и его мать… Каждая судьба индивидуальна, как неповторимы и предлагаемые ею испытания. Но стоит присмотреться к галерее разных судеб, и обнаруживаются все те же вечные и неизменные желания, управляемые людьми: жить, любить, быть счастливым.
Когда-то на заре кинематографа покадровую съемку часто применяли для создания кино-трюков. Так в немецком языке, например, анимационные фильмы так и называются - «трюковыми». Сегодня обмануть кинозрителя все сложнее, и все же некоторым режиссерам до сих пор удается создать экранное волшебство, так что невольно задаешься вопросом «как это сделано?» или хотя бы изумляешься «как же хорошо это сделано!»
БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ