Ночь немецкой анимации оказалась прекрасной
Виктория Лушина | Культура ВРН
В рамках «Большого Фестиваля Мультфильмов» в Воронеже в кинотеатре «Спартак» прошла ночь немецкой анимации. Мультфильмы поражали зрителя своей натуралистичностью, социальной заостренностью и … трогательностью. Ночь откровений от лучших немецких мастеров: Раймунда Крамма, Гила Алкабеца, Вука Евремовича, Андреаса Хюкаде, Тилла Новака и Анны Брейман.
Человек, интересующейся немецкой культурой, не увидел бы в этом ничего неожиданно, но для неподготовленного зрителя шестичасовое погружение в самое сердце современной анимации Германии показалось бы настоящим испытанием. Эти мультфильмы другие. Они насквозь пропитаны социальными проблемам. В них часто эксплуатируется сексуальная тематика. Огромный культурный охват: от музыки Шуберта и картин Гойи, до стихотворений Даниила Хармса и сказок братьев Гримм. Все они грубовато, прямо или с ироничной улыбкой предостерегают человека от опасностей, таящихся в его душе.
…Мужчина слышит о новомодном методе диагностики и идет к врачу, хотя внешне он совершенно здоров. Но обычная трубка, подключенная к компьютеру, высвечивает все, что у него внутри. Врач же уверяет, что «это не смертельно и рано или поздно само собой рассосется» («Недавно»).
…Два человека на плоту посреди океана. Когда один из них падает за борт, другому приходится решать дилемму: подать руку товарищу, к которому уже приближается акула, или отогнать чайку, крадущую последнюю рыбину. Он выбирает свою жизнь и умирает от испорченной рыбы, когда на горизонте уже показался корабль. Режиссер разоблачает распространенный миф о том, что своя рубашка ближе к телу («Плот» Яна Тюринга).
…В счастливом будущем, в котором с помощью технического прогресса решаются любые проблемы, женщина приобретает смесь для выращивания ребенка. Надо всего лишь выбрать нужные «параметры» (цвет глаз, волос, форма носа), смешать компоненты и посадить в горшок. Но с появлением ребенка ее начинают преследовать настоящие кошмары. («Отпрыск» Анны Брейманн)
Другая фантазия на тему индустриального будущего - «Посылка» Тилла Новака. Везде заводы, фабрики, дым и газ, но герой неожиданно получает возможность изменить мир к лучшему. Он получает по почте коробку, которая представляет собой миниатюру этого мира. Теперь он наконец-то может заменить все трубы заводов цветами.
Персонаж другого мультфильма постоянно ограничивает свою жизнь, рисуя линии для воды в ванне, чая в чашке, линии своих перемещений по дому. И заканчивает он тем, что распиливает все вокруг по этим контурам: вещи, дом и себя самого. («По линии»)
В мультфильме «Вид из окна» герои живут в мире, где окна – не прозрачные стекла, а цифровые панели. Каждый может выбрать тот вид из окна, который ему по душе. Окна отделяют людей друг от друга, а познакомиться они могут лишь когда панели ломаются и приходится идти в магазин за новыми.
Встречаются и удивительно теплые, живые работы. Таков мультфильм «Джем сейшн» о пожилой паре, живущей над оживленным баром; или солнечная история «Умереть от любви» - о чем вспоминают попугаи в клетке, пока хозяин отдыхает в часы сиесты.
Много экспериментальной, необычной анимации: мультфильм «Падение» показывает секунды, которые надолго растягиваются в восприятии человека. Во время падения герой успевает и задуматься о смысле жизни, и отметить красоту полиэтиленового пакета. Мультфильм «Серый» - это красивейшая компьютерная анимация, невообразимые переливы цветов, в которых царит непобедимый серый. Впечатляет анимация «Открытка»: из серии винтажных открыток режиссер воссоздает судьбу человека, в которую вмещаются детство, юность, любовь, война, смерть, игрушки, вещи и даже самые незначительные мелочи. «Дуб» - это чудеса спонтанной живой живописи от Вука Евремовича: как старый дуб вспоминает свою жизнь.
Мне особенно запомнились три работы: экспериментальная анимация «YO LO VI» - мрачная фантазия, вдохновленная картинами Гойи. «Пестрая шкурка» Ани Струк – необычная психоделическая интерпретация сказки братьев Гримм «Девушка-дикарка», выполненная в смешанной технике (куклы, объекты, пикселляция). И необыкновенная история «Полынья» - о нищей женщине, которая нырнула в прорубь, потому что мир, который она видела, сильно проигрывал тому, что представлялось ее воображению.
Это относится и ко всей немецкой анимации: мир, который ты видишь, кажется блеклым по сравнению с творением художника. Даже если этот мир показан в нем, как грязь.
Постоянный адрес статьи: culturavrn.ru/page/3583.shtml