Волшебство живет в анимации
Виолетта Токарева | parere.ru (Воронеж)
Большой Фестиваль Мультфильмов в Воронеже откроется в четверг показом франко-английского полнометражного мультфильма «Иллюзионист» режиссера Сильвена Шоме. В прошлом году работа была номинирована на премию «Оскар» как лучший анимационный фильм.
Нового мультфильма от Сильвэна Шоме ждали долго, почти семь лет. Его предыдущая работа «Трио из Бельвилля», так же номинированная на «Оскар», стала сенсацией и фактически открыла для кинематографа новый жанр – авторского полнометражного мультфильма. Весь мир сразу влюбился в необычный рисунок «Трио», его странный юмор, абсурдный сюжет, а нелепый и жалкий вид главных персонажей стал в противовес лихости и умильности популярных анимационных героев. После яркого, юмористического «Трио» небыстрый темп, реалистичные пейзажи и щемящая сердце ностальгия «Иллюзиониста» оказались неожиданными.
В мире, где развлечений и искусственного волшебства более чем достаточно, мастерство главного героя-иллюзиониста теряет свою необычность и притягательность. Его фокусы, в общем-то, становятся никому не нужными. До тех пор, пока однажды он не встречает наивную девушку по имени Элис, которая верит в то, что перед ней настоящий волшебник.
В основе сценария лежит невоплощённый сценарий
французского мима, актёра и режиссёра Жака Тати, записанный в виде личного письма к его дочери. Уже после смерти отца его младшая дочь Софи Татищева, передала сценарий Шоме. Своего часа эта история ждала долгие годы, поскольку Софи не хотела, чтобы роль отца исполнял другой актер. Тати, как и Чарли Чаплин, сам играл своих персонажей.
Наверное, без этой детали фильм не получился бы таким – тонким, пронзительным, смешным и грустным одновременно. Незамысловатый старый сценарий требовал искусной работы не только от режиссера, но и от всех членов команды. А в первую очередь, от аниматоров. Главный герой – стареющий фокусник, типичный неудачник, не знающий куда приткнуться со своим искусством, потрясающе похож на самого Тати. Его странность и угловатость, порождаемые высоким ростом, могли бы даже раздражать, если бы не сквозящее в каждом жесте наивное добросердечие. Нищий и жалкий, этот анимационный Тати показывает свои фокусы неблагодарной публике, и с каждой киноминутой оказывается все дальше от признания, славы и успеха.
«Мне кажется, что Тати писал сценарий для своей дочери, - рассказал Шоме в одном из интервью. - Финал «Иллюзиониста» не кажется мне мрачным – это эволюция отношений отца и дочери. Она молода, и может жить жизнью своего поколения. Он старик, но должен держаться и жить дальше».
Режиссер говорит, что никогда не считал младшее поколение своей основной аудиторией, и был удивлен, что «Трио из Белльвиля» посмотрело много детей: «Я никогда не заставлял мою дочь смотреть свои фильмы. У нее полно дисков «Пиксара». Но однажды она нашла мой DVD, попросила посмотреть, и ей понравилось. Мне кажется, для детей искусство – это и есть настоящее. Анимация до сих пор очаровывает многих людей. И это волшебно».
Постоянный адрес статьи: www.parere.ru/actualno/show/133