ENGLISH
НОВОСТИ

2017-12-10
Фестиваль Seasons в Музее Москвы

БФМ представит в программе Seasons показ мультфильма "Далеко на Север" и сборник мультфильмов московской анимационной студии "Пчела". подробнее


2017-12-10
Показы в Италии

В третий раз Большой фестиваль мультфильмов представляет программы современной российской анимации в Италии. Показы пройдут 2 и 3 декабря в Бари, а 9 декабря в Милане. Кроме того в Бари состоятся мастер-классы режиссера Василия Чиркова по технике рисованной анимации. подробнее


2017-11-07
Подведены итоги проектов авторских короткометражек

На церемония закрытия XI Большого фестиваля мультфильмов был назван победитель конкурса проектов короткометражных фильмов, проводимого студией «Мельница» и БФМ. подробнее


2017-11-06
Призеры XI БФМ

6 ноября в московском кинотеатре «Космос» завершилась церемония награждения призеров XI Большого фестиваля мультфильмов. Призы и дипломы по результатам зрительского голосования получили 11 фильмов из разных стран. подробнее


2017-10-12
Ночь Победителей

4 ноября состоится "Ночь победителей" - ночной показ всех самых новых и обласканных международным профессиональным сообществом фильмов. Это участники Берлинале и лауреаты Аннеси, номинанты на премию «Оскар» и любимцы кинокритиков! подробнее


2017-10-11
БФМ в Третьяковской в галерее

Для увлекающихся живописью мы подготовили блок программ "Одушевленное искусство". подробнее


2017-10-11
БФМ XI открывают "Фиксики. Большой секрет".

Фильмом открытия XI Большого фестиваля мультфильмов станет новая полнометражная картина "Фиксики. Большой секрет". подробнее



Фабрика мультфильмов
Дина Годер | Семья и школа | №1, 2012

Прошедшей осенью на пятом «Большом фестивале мультфильмов» в помещении бывшей фабрики технических бумаг «Октябрь» снова открылись детские анимационные цеха. Разноцветная картонная Фабрика мультфильмов в первый раз прошла в Москве год назад, на прошлом БФМ, а вслед за тем успела побывать в Красноярске и Сочи. И всюду становилось ясно, что спрос на детский творчески-образовательный досуг такого рода невероятно велик. Первоначально идея у фестиваля была такая: только смотреть мультфильмы ребенку скучно, хочется их делать. И самое лучшее для детей любого возраста — попробовать освоить это рукотворное искусство под руководством молодых режиссеров-аниматоров в игровой обстановке. Для тех же, кому трудно долго делать одно и то же и вообще сидеть на одном месте (а по-настоящему работа аниматора требует бесконечной усидчивости), — создать целую картонную фабрику, в каждом из «цехов» которой будут снимать мультфильмы в разных технологиях. А в переходах и кулуарах построить веселые анимационные аттракционы, смотровые площадки, кафе, организовать настольные игры.



В этом году Фабрика расположилась в огромном, вдвое больше прежнего зале. Одним из первых приходящих встречал цех Оптических игрушек «Анимоптикум» коллекционера и художника Федора Михайлова, который учил делать удивительные оживающие картинки, с которых и началась анимация сто лет назад. На галерее второго этажа студия обучения и поддержки компании Sony решила расставить компьютеры, демонстрирующие детскую приключенческую стереоанимацию, для которой нужны специальные очки. И еще был предусмотрен Сценарный цех, где можно было научиться писать сказочные сценарии к будущим фильмам. Так все и вышло, а город мультфильмов разрастался все больше и больше.



Самые маленькие могли начать с того, чтобы просто рисовать или лепить то, что им хочется, а потом принести свои идеи и героев в какой-нибудь из цехов. Например, в цех Пластилиновой анимации творческого центра 7BIOZ или цех Объемной анимации объединения Токисода, где молодые преподаватели готовы были включить в снимающийся у всех на глазах мультфильм любых персонажей — пластиковых, бумажных, пластилиновых. И очень скоро показать то, что получается, прямо на экране компьютера. Чтобы должным образом отпраздновать год культурных обменов России и Италии, устроили цех Макаронной анимации, снимать которую приехала итальянка Раффаелла Траниелло, которая преподает анимацию в Падуе. Мультфильмы из пасты всевозможных форм и расцветок снимали прямо на полу, а на коврике при входе на «съемочную площадку» было написано: «Снимите ботинки».



Еще для малышей годился цех Предметной анимации. Художник и режиссер-мультипликатор Василий Шлычков давал тут мастер-класс по созданию мультфильма на основе «предметов из кармана», то есть всяких обыденных мелочей: тряпочек, косточек, пластыря и т.д. Родителям тоже очень хотелось принимать участие в этих съемках, и один из коротких фильмов, снятых за три дня работы фабрики, — лирическую историю про мужчину, женщину и их собак, Василий снимал только с помощью взрослых. А Анна Романова занималась предметной анимацией с малышами, учила их двигать кукол, как это делают в кукольных мультфильмах.



Одна из самых изысканных и редких анимационных техник — сыпучая, основанная на рисунках, сделанных песком на подсвеченном стекле, — тоже годилась и для детей, и для взрослых. В цеху Песочной анимации было выставлено много специальных съемочных столов, чтобы попробовать могли все. А родители так были вдохновлены этой удивительной техникой, что потребовали устроить для взрослых отдельное «сыпучее» занятие — его провела художник и аниматор Ирина Титова.

Еще одна знаменитая анимационная техника — перекладка (в частности, именно в ней работает Юрий Норштейн). В цеху Перекладки на Фабрике мультфильмов снимали свое кино режиссеры Георгий Богуславский и Василий Чирков, придумавшие очень красивую историю о вдохновении композитора, сидящего за роялем. Всех героев, включая ангелов и чертей, которые прилетали к пианисту, рисовали и вырезали дети, а режиссеры уже учили их, как рисунки постепенно шевелить, чтобы в готовом фильме получалось плавное движение. Для самых маленьких, чуть ли не грудных младенцев, которых молодые родители тоже приводили на фабрику, тут тоже находилась работа: процесс сочинения в фильме выглядел, как абстрактные красочные переливы, и малыши болтали ручками в миске с водой, куда капали краску разных цветов, а получающиеся узоры авторы фильма тут же снимали.



Разумеется, кроме многочисленных «рукотворных» анимационных техник, можно было поучиться и высоким технологиям — цех Компьютерной анимации вели преподаватели школы компьютерной графики Scream School с помощью компаний Sony и Wacom, обеспечивших множество посетителей Фабрики мультфильмов самой современной техникой. Благодаря им можно было и отдохнуть, глядя мультфильмы, для этого не надо было никуда не уходить с шумной Фабрики: садись перед компьютером и надевай наушники. Ну и, конечно, как и в прошлом году, самым веселым цехом на Фабрике был цех Озвучки, где актер Сергей Ковалев показывал, как озвучивают фильмы на киностудиях, и можно было хором или поодиночке покричать, потопать и посопеть, как в любимых мультфильмах.

Кстати, рядом, в еще одном зале фабрики технических бумаг, «Большой фестиваль мультфильмов» показывал анимационные интерактивные инсталляции, сделанные объединением Токисода, и это было логичным и увлекательным продолжением Фабрики мультфильмов. А на закрытии фестиваля вместе с лучшими фильмами основной программы зрителям показали и то, что наснимали дети за три дня работы Фабрики – программа получилась немаленькая и очень веселая.

Фото: Владимир Луповской

PDF-версия статьи