Гарри Бардин – один из классиков отечественной анимации, из тех штучных режиссеров, что завоевали шумную славу еще в советское время, но продолжают так же активно и успешно работать до сегодняшнего дня. Среди гор его наград (в том числе, и международных) – пять «Ник» и Государственная премия.
В программе «Имена» мы показываем почти полную ретроспективу Гарри Яковлевича в трех частях. В первые две вошли его знаменитые короткометражки, начиная с ранних, рисованных фильмов. Например, мюзикл Максима Дунаевского «Летучий корабль» (1979) с любимым Водяным-Папановым, где сам Бардин, актер по образованию, озвучивал несчастного папашу-короля. Потом он будет говорить и петь еще за многих героев своих мультфильмов (а остальные голоса в его картинах неизменно принадлежат лучшим отечественным актерам: Армену Джигарханяну, Марине Нееловой, Михаилу Боярскому, Ролану Быкову, Ирине Муравьевой, Зиновию Гердту, Константину Райкину). В первой программе и «Дорожная сказка» (1981) – любовная история из жизни автомобилей, – и полная музыки цыганская притча «Прежде мы были птицами» (1982). Но главное тут, конечно, – те фильмы, в которых режиссер для себя и зрителей по-новому открывает предметную анимацию, создавая иронические притчи из неожиданных материалов. Герои антивоенного «Конфликта» (1983) сделаны из спичек, краткая история любви и семейной жизни «Брак» (1987) – из веревок, «Банкет» (1986) – главным образом, из посуды, а люди, якобы сидящие за праздничным столом, невидимы, но их взаимоотношения ясны любому. Проволочные «Выкрутасы» (1987) – безжалостная притча о жизни человека, переделавшего дом и семью в колючую проволоку, – среди многочисленных призов получили и Каннскую «Золотую пальмовую ветвь».
Тогда же, в середине 80-х, Бардин выбрал и свой любимый материал – пластилин, с помощью которого сделал сатирический «Тяп, ляп, маляры» (1984) и получивший гору призов пародийный сюжет о боксерском поединке «Брэк», пластические находки которого теперь используют все, кто делает пластилиновое кино. Перед самым развалом СССР Бардин со своей командой вернулся к жанру иронической музыкальной сказки: он сделал из пластилина фильм «Серый волк энд Красная шапочка» (1990) в современном духе, тоже впоследствии заваленный призами и особенно полюбившийся во Франции. Режиссер, кроме множества наград престижного французского анимационного фестиваля в Аннеси, получил там и приз «Человек года». Времена менялись, и здесь насмешливому режиссеру было позволено все: он даже сделал заставку к фильму в виде пародии на помпезных «Рабочего и колхозницу» Мухиной, обычно предваряющих картины студии «Мосфильм».
В 1991-м, когда упадок «Союзмультфильма» был очевиден, Гарри Бардин вместе с командой своего последнего фильма основал собственную студию «Стайер», которая работает до сих пор. Но поскольку времена были сложные, долгое время студия зарабатывала преимущественно рекламой. Уже на новом месте Бардин вдоволь наигрался в свой любимый жанр осовремененной сказки - к пластилиновому «Коту в сапогах» (1995) режиссер, как всегда, сам писал сценарий, вполне отражающий российские умонастроения середины 90-х. В России этот фильм знают плохо, поскольку вся система кинопоказа к тому времени была разрушена, а вот на зарубежных фестивалях он был оценен высоко и получил спецпризы жюри на самых солидных мировых смотрах. На «Стайере» Бардин снял и свою последнюю короткометражку, использующую новый материал – на этот раз бумагу. Патетическая притча о нетерпимости и власти толпы «Адажио» (2000) на музыку Альбинони использует фигуры, сложенные в технике оригами.
С начала 2000-х Гарри Бардин на своей студии снимает главным образом большие кукольные проекты. Третья часть ретроспективы режиссера на нашем фестивале состоит из фильмов, входящих в трилогию о Чуче – няне, которую мальчик сделал себе из бросового старья, а она, как и положено в сказках, – ожила. Бардин не отказывается от своего пристрастия к музыке, третья часть фильма разыграна на музыку "Кармен - сюиты" Ж.Бизе - Р.Щедрина.
По меньшей мере одна из работ этого знаменитого иллюстратора и анимационного режиссера известна очень широко: анимационные сегменты для фильма «Беги, Лола, беги!» Что до авторских короткометражек, они очень популярны и любимы среди тех, кто интересуется этим направлением. «Янкале», «Рубикон», «Умереть от любви», «Солнечный день», «Таймкод да Винчи» - все это названия хорошо известные поклонникам анимации. Алкабец получал призы на фестивалях в Оттаве, Штутгарте, Оберхаузене, Сеуле, Аннеси, Утрехте, Эшпиньо и др. А самый признанный его фильм – «Умереть от любви» - собрал более 30 престижных наград, включая гран-при на «Анифесте» и фестивале в Бимини, а также призы зрительских симпатий на нескольких фестивалях.
Мастер метафоры, Алкабец редко рассказывает свои истории последовательно, а скорее предлагает зрителю набор фрагментов повествования, которые в конечном итоге складываются в сюжет. Каждый его фильм уникален по своей графике и сюжету. Он часто играет с плоскостным характером экранного изображения, иногда доводит своих персонажей до такого уровня условности, что в них сложно распознать изначальный образ, много внимания уделяет звуку и неизменно вводит элемент эксперимента в каждый свой фильм. Впрочем, зрители не всегда это замечают: фильмы Алкабеца настолько смешны, увлекательны и остроумно сделаны, что сложно отнести их к жанру экспериментального кино. Скорее Алкабеца считают режиссером, работающим для широкого зрителя.
12+
БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ