Принято считать, что современная русская анимация насквозь традиционна и боится экспериментов, особенно формальных. Тем не менее, мы считаем, что экспериментальная анимация в России есть, только она живет не в кинозалах, а в галереях. Экспериментами и провокациями в этой области сегодня занимаются художники видеоарта, использующие анимационные технологии.
Мультипликационное кино, с моей точки зрения, - это составное изображение, которое возникает как реакция на покадровую запись. Для современного художника - мультипликация не столько прием, сколько отражение возможностей методов взаимодействия с тканью изображения. Составляется сознательная оппозиция классическому видео и экспериментальному изображению. Наивное взаимодействие с анимационной структурой позволяет художнику провозгласить абсолютную идею произведения в эпоху коллажной мультипликации о том, что именно смежное изображение является системой координат для новой образности.
Представленные в программе художники работают с анимацией, точнее анимационным образом, достаточно последовательно. Ольга и Александр Флоренские рассматривают анимацию как язык наивного изображения. Петр Жуков, наоборот, увлечен деконструкцией картинки - его короткие фразы, набранные из социальных сетей, сформированы как определенная живописная структура. Маша Ша вводит в документальное изображение элементы анимации и работает с ними как с визуальными фразами. Группа \"Провмыза\" (Галина Мызникова и Сергей Проворов) рассматривает пленку как материал для мультипликационных экспериментов, акустическая анимация Олега Елагина вводит элемент визуальной деконструкции. Марина Черникова последовательным линейным монтажом воспроизводит идею анимации, Алексей Булдаков работает с авангардным образом и стирает его до уровня обывательского отношения (для него анимация - форма особого взаимодействия со зрителем), Дмитрий Трофимов пользуется академическим представлением о том, чем может являться анимация и предлагает рассмотреть пейзаж через открытку путешественника. Это открытое зрение позволяет художникам использовать анимацию в качестве открытой изобразительной системы.
Карина Караева, начальник отдела кино и видеоарта Государственного центра современного искусства
18+
БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ