Михаэла Павлатова представит на фестивале программу своих фильмов
27 сентября 2012
Одним из гостей VI «Большого Фестиваля Мультфильмов» станет Михаэла Павлатова - знаменитый чешский анимационный режиссер, автор короткометражных фильмов «Слова, слова, слова», «Повторение», «Карнавал животных», «Трамвай» и многих других. Обладатель множества призов и наград, среди которых – гран-при на фестивалях в Аннеси, Турции, Монреале, Испании, а также Золотого медведя на Берлинале. В 1993-м году Павлатова была номинирована на премию «Оскар» с фильмом «Слова, слова, слова». В рамках нашего фестиваля Михаэла представит программу своих фильмов в блоке «Имена».
«Плотский карнавал Михаэлы Павлатовой» (сокращенный вариант статьи, посвященной режиссеру, из книги Криса Робинсона «Неземная анимация: гид по лучшим современным анимационным фильмам»):
Михаэла Павлатова всю свою творческую карьеру исследовала отношения, в особенности, то, как язык, скука, секс и смерть разрушают браки. Обсуждает Павлатова этот вопрос прямолинейно и порой даже агрессивно. Ее не интересуют утонченные романтические определения любви и брака: для Павлатовой отношения между мужчинами и женщинами – это бесконечно сложный эмоциональный и физиологичный процесс, полный радости, повторений, злости, враждебности, насилия, интимности и одиночества.
Свою одержимость темой отношений Павлатова объясняет «тем, что у меня не хватает фантазии. Мне намного проще черпать вдохновение в том, что происходит вокруг меня, или тем, что происходит в моей собственной жизни. Я знаю, как это на вкус – предавать или быть преданным. Любить или быть любимым, равно как и обратные ощущения. Так или иначе, но отношения между мужчиной и женщиной до сих пор остаются самой интересной для меня темой, которая охватывает все. Об этом можно говорить смешно, нелепо, драматично, с возбуждением, можно сделать комедию, равно как и трагедию».
Хотя Павлатова и не помнит, как именно она заинтересовалась анимацией, зато хорошо помнит, как впервые «познакомилась» с пленкой. Она училась в 5-м классе, в Праге, и однажды их школу посетил японский аниматоры. Он дал юной чешке 8мм-камеру и несколько рулонов пленки. «Я открыла для себя, - вспоминает Павлатова, - радость созидания, совершенно сама, дома, снимая свой первый фильм».
Закончив школу, Павлатова хотела поступить в Академию Прикладных искусств и обнаружила, что может попасть только на анимационное отделение. К счастью, Павлатова закончила образование еще до того, как Чехословакия разделилась на Чешскую Республику и Словакию. Государственная студия Kratky Film еще получала государственное финансирование и обязана была выпускать не меньше определенного количества фильмов в год. «Я сначала сделала три короткометражных мультфильма, которые стали моим порт-фолио, доказывавшим, что я что-то умею. Если бы я оказалась в положении студентов, заканчивающих институты сейчас, не уверена, что мне бы хватило целеустремленности продолжать делать анимационное кино. Так много работы, денег за это не получаешь и к тому же фильмы нигде не показывают».
Конечно, Павлатова – счастливица. Ее первые фильмы An Etude from the Album (1987) и The Crossword Puzzle (1989) обращаются к темам, которые будут занимать Павлатову всю жизнь (язык и отношения между мужчиной и женщиной). На самом деле Павлатова хотела сделать трилогию о браке на разных этапах жизни. «Этюд» - это взгляд на старую уставшую пару, а «Кроссворд-паззл» - игривая насмешка над бедной голодной до секса женщиной и ее мужем, который слишком занят кроссвордами. Здесь уже есть намеки на фирменный стиль Павлатовой, хотя и анимация, и история еще довольно просты.
Бог любит троицу: в 1991-м году Павлатова дебютировала на международной анимационной сцене со своим блестящим фильмом «Слова, слова, слова». Люди в переполненном баре разговаривают посредством нарисованных баблов и объектов. Клиентура включает одинокую женщину, скучную пару, дамочек-сплетниц; здесь есть старики и молодежь, даже пьющая собака. Они счастливы, угрюмы, пьяны, сексуально озабоченны, сердиты. В финальной сцене, некогда одинокая женщина, которая прожила целый роман в баре, с его взлетами и падениями, осознает свой эгоизм и, заполнив недостающим элементом паззл сидящей рядом парочки, отправляется к своей любви. Фильм заканчивается тем же, чем начинается – одинокий официант ходит среди пустых столиков.
«Слова, слова, слова» - изящная карикатура и в то же время «инсайт», благодаря которому мы совершаем головокружительную поездку по американским горкам эмоций, составляющих человеческие отношения. Здесь ситуации, в которых оказывался каждый из нас – в роли участника или наблюдателя. Мы все сиживали в кафе или в автобусе или в патио, наблюдая за людьми, подслушивая обрывки разговоров и подмечая жесты, из которых затем складывался для нас портрет наблюдаемого. В эти моменты мы видим весь спектр человечности – прекрасный и мучительный калейдоскоп межличностных взаимодействий.
«Вначале, - говорит Павлатова, - у меня было много рисунков с людьми, которые «говорили» баблами. А затем я потратила много времени, чтобы придумать, как все эти разрозненные идеи свести воедино. Если говорить об истории, то, возможно, из всех моих фильмов этот сконструирован лучше всего. Помнится, в последний день, после финального сведения, я расплакалась, потому что результат меня разочаровал. Но фильм стал самой успешной моей работой – он принес мне много неожиданных наград».
«Слова, слова, слова» действительно получили много призов, включая гран-при в Испании, Монреале, Бразилии, Турции и Германии. Кроме того, в 1993-м году Павлатова была номинирована на премию «Оскар» - и мгновенно стала анимационной звездой.
Вслед за этим Павлатовой представился шанс сделать небольшой фрагмент для фильма голландского режиссера Пауля Дриссена «Дядюшки и тетушки». «Это так давно было, - говорит Павлатова, - что я даже не помню, как это началось. Я познакомилась с Паулем Дриссеном в Варне, в 1989 г. Мы подружились, и он предложил мне поучаствовать в проекте «Дядюшки и тетушки». Он сказал, что не хочет делать фильм в одиночку. А для меня это было отличным шансом – я поработала на знаменитость и мое имя появилось в титрах. Я начала работать над фильмом в Голландии, а заканчивала анимацию в Праге, потом отправила результат Паулю, так что финальное сведение и пост-продакшн делал он и его продюсер Нико Крама».
К собственному кино Павлатова вернулась с фильмом Repete (1995). Великолепно придуманный, анимированный и нарисованный (с помощью красок и карандашей), «Повтор» изображает жизнь трех пар. Исходной точкой становится момент, когда мужчина идет выгуливать собаку; мимо проходят разные люди. Затем мы видим три сцены: в первой женщина кормит мужа, во второй женщина спасает мужчину от самоубийства и затем отвергает его; в третьей мужчина и женщина собираются заняться любовью, но их прерывает звонок телефона. Эти сцены проигрываются снова и снова, пока идущая собака не останавливается, в результате чего сбивается общий шаг. Все меняется. И так завязываются новые отношения, открываются новые возможности – пока и они не приводят к уже новому циклу.
«Повторение» - отличный образец сложного взгляда Павлатовой на человеческие отношения. Она ничего не упрощает для своего зрителя: нет ясных ответов. Павлатова отказывается потворствовать категоричному восприятию отношений как хороших или плохих: отношения могут быть глубокими, абсурдными, утомительными и разбивающими сердце – это реальность.
«К этому моменту я уже пару лет была замужем, - говорит Павлатова. – Все работало не так, как я себе представляла раньше. Этот фильм – попытка сделать фильм в одиночку, без чьей-либо помощи, просто все нарисовать дома, а затем принести коробку с рисунками на студию – (поэтому в фильме нет бэкграундов)».
«Повторение» имело международный успех, получило гран-при в Уругвае и Японии, а также престижного Золотого Медведя на Берлинале.
BBC Bristol в тот момент вело регулярную анимационную программу и чтобы представлять своих героев зрителям, они просили аниматоров делать короткие анимационные «автопортреты». Так Павлатова сделала «Это могла бы быть я» (1996). В этом практически «игровом» автопортрете Павлатова ведет зрителей по улицам Праги к своей студии/квартире, сопровождая прогулку тихим, сексуальным и игривым рассказом. В помещении она показывает важные вещи: картины, эскизы, инструменты и книги. Крошечные элементы анимации появляются на заднем плане, когда Павлатова рассказывает о своем детстве, о взрослении, о клятве самой за себя принимать решения. В финале, она говорит о важности отношений и своего интереса к отношениям между мужчиной и женщиной; признает, что любит наблюдать за людьми.
«Это могла бы быть я» - скромный фильм, но в нем показана внутренняя, личная жизнь Павлатовой. Фильм искрится юмором и легкой абсурдностью, показывая, что как бы много внимания она ни уделяла отношениям, друзьям и семье, но в принципе она не такой человек, который воспринимает жизнь всерьез.
«Это мой любимый фильм, - рассказывает Павлатова. – Я подумала, что это хороший шанс сделать что-то немного другое и обратилась к моему другу, документалисту Павлу Кутецкому. Мы просто импровизировали, делали что-то совершенно новое для меня. Я немного добавила анимации, когда мы снимали в моей студии. Мы импровизировали еще и потом, в монтажной, и это был первый раз, когда я наслаждалась спонтанным творчеством».
Некоторые рисунки и эксперментальные моменты из фильма «Это могла бы быть я» Павлатова использовала затем в Forever and Ever (1998). Здесь совмещается натурная съемка с анимацией в разных техниках (рисованная, живопись маслом по стеклу, открытки, перекладки). Павлатова цинично обсуждает брак. Игровые сцены показывают счастливую атмосферу свадьбы: дети играют, пара улыбается и танцует, все чудесно, надежда и ощущение грядущих возможностей чувствуются в воздухе. Но что происходит после свадьбы? Анимационные сегменты «подрывают» радость свадьбы, исследуя фрустрацию (ребенок мешает родителям заняться любовью), дисбаланс (муж как беспомощный маленький мальчик) и одиночество (пара не может общаться друг с другом) брака.
В отличие от предыдущих фильмов, где Павлатова избегала резких полярных суждений, здесь она не может уйти от них: фильм наполнен горечью.
В 2000 Павлатова вслед за своим бойфрендом переезжает в Сан Франциско, где начинает делать флеш-анимацию. Сначала в 2001-м – Taily Tales – короткометражку об эротических взаимоотношениях кошки со своим котом. Затем – сериал Graveyard, состоящий из 13 коротких эпизодов про нелепые смерти – младенцев, парочек, молодой женщины… «Меня вдохновила «Награда Дарвина» - книга, где собраны истории нелепых смертей из местных газет».
Вскоре Павлатовой предложили сделать игровое кино в Праге – Faithless Games (2003), однако режиссер не перестала заниматься анимацией и сняла параллельно серию коротких флеш-фильмов под названием Laila. Используя формат дневника, Laila переносит нас в мозг женщины, которая записывает свои параноидальные размышления о сексе, мертвых животных и, натурально, взаимоотношениях. «На Лайлу меня вдохновили некоторые переживания из личной жизни. Поначалу я хотела сделать что-то вроде анимационного дневника, каждую неделю по эпизоду, реагируя на происходящие вокруг события. Но времени было мало, к тому же недостаточно было фрустраций, которые заставили бы меня делать эти серии. Если я счастлива и удовлетворена, то никаких Лайл не получается».
В 2004-м году Павлатову пригласили вести анимацию в Гарварде и общение со студентами подтолкнуло ее к созданию новой большой работы.
Она много лет хотела сделать эротический фильм, но никак не могла найти структуры, которая бы сработала. «Все, что я делала, получалось слишком пафосным и серьезным. Все оборачивалось чем-то нелепым. Вдохновение пришло от иллюстраций моего друга Вратислава Халваты. Я хотела поработать подольше, так что решила сделать фильм из двух эпизодов, в каждом из которых исследуется определенный аспект сексуальности и каждый из которых нарисован в своем стиле».
«Карнавал животных» (2006) – это эротичная музыкальная фантазия. В основе – известная сюита французского композитора Сен-Санса. Под музыку меняются эротические образы, которые можно принять за странный сон. Молодая женщина тискает свои маленькие груди и бреет подмышки. Мальчик и девочка смотрят друг на друга подозрительно, пока девочка не отваживается схватить мальчика за пенис. Затем мы попадаем в сон двух любовников и наблюдаем за первым сексуальным опытом парня – это выглядит, как маленький мужчинка пытается вскарабкаться на огромную женщину. В финале все смешивается: животные, мужчины и женщины.
«Карнавал животных» - один из самых радостных фильмов Павлатовой. Это не романтичный фильм о славных мужчинах и женщинах, которые влюблены и обнимаются по этому поводу; это торжество секса и сексуального желания во всех их странных, даже уродливых, беспокойных, фривольных и перверсных формах. Павлатова переносит нас в места реальные, воображаемые и находящиеся в стране снов: в те миры, которые может нам показать только анимация.
«Это слегка рисковая тема, - говорит Павлатова. – У всех разные границы: где заканчивается эротика и начинается вульгарность. К тому же, легко скатиться в пафос и нелепицу, если показывать секс серьезно. Я обнаружила, что говорить об этом можно только с юмором (возможно, так же, как говорить о смерти)».
Огорченная отсутствием широкого зрителя и финансирования, Павлатова постоянно сталкивается с внутренней борьбой, с тем, что у нее не хватает мотивации делать новый фильм. «Надеюсь, однажды это изменится. Анимационные короткометражки никому не нужны, и человечество легко может прожить без них. Мы просто сумасшедшие, потому что портим свои глаза, занимаясь одушевлением картинок. Но почему-то нам это нравится». Похоже на идеальные отношения.
БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ