Международный фестиваль анимации


БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Прямая речь: Игорь Ковалев о традициях, артхаусе и коммерции



24 ноября 2010

Мне интересно современное российское игровое кино: оно меняется, как и во всем остальном мире. Анимация же в России больше топчется на месте. Она инфантильна, здесь до сих пор воспринимают анимацию как cartoon, детский вид искусства. Почему-то у наших режиссеров принято самовыражаться сказками. Мне непонятно, если уж ты получил деньги на фильм, почему бы не снять что-то свое? Я не верю, что для режиссеров, в большинстве своем взрослых тридцатилетних мужчин, более всего интересны русские сказки. Может быть, это временно, дань культуре…

В России традиционная мультипликация. Наша школа очень хорошая, крепкая, старая, классическая. Рисунок не похож на западный, он более мягкий, в «сладкой» традиции. Иногда это выглядит мило и привлекает внимание; есть в этом трогательность, которую хорошо принимает фестивальное жюри. Наши фильмы могут в целом быть гармоничными, но с точки зрения киноязыка они крепкие, и не больше. Западные студенты-мультипликаторы сильно отличаются от российских. В той школе, где я преподавал четыре года, (калифорнийский институт искусств) учились студенты со всего мира: Азия, Западная Европа и США. Им может не хватать технического умения – но они всегда стараются делать что-то экспериментальное, такое, которого не было до них.


кадр из фильма Игоря Ковалева "Его жена курица" (1989)

Я хотел бы остаться на долгое время в России и поработать здесь. Читая лекцию во ВГИКе, к сожалению, не успел посмотреть студенческих фильмов, но безумно рад, что в институте кинематографии появился факультет анимации, и колледж при нем. Это прекрасно.

Большинство фильмов из программы «Победители» я, разумеется, видел. Из российских работ посмотрел нового Ольшванга и те работы, что входят в цикл «Гора самоцветов». Это очень здорово сделано, а обо всех проблемах я уже говорил. Разумеется, я не объективен.

Думаю, что, сравнивая фильм «Молоко» с «Уллисом», Юрий Борисович Норштейн погорячился. Я не считаю «Молоко» шедевром, и не оттого, что прибедняюсь. Когда я закончил фильм, то не думал, что он будет так популярен. Но его фестивальная судьба и масса наград мне приятна. Если говорить о шедеврах, то последнее, что произвело на меня впечатление – «Сестры Пирс» британской студии Aardman, «Сельский врач» по Кафке японца Кодзи Ямамуро, не все там меня устраивает, но я вижу творческие поиски и решения.


кадр из фильма Игоря Ковалева "Птица на окне" (1996)

На мастер-классе в «Актовом Зале» вместе с Михаилом Гуревичем я буду говорить о кинематографе игровом, документальном. Об анимации. О ритме, о тайминге в кино, и в анимации тоже. Организаторы мастер-класса просят меня затронуть тему, условно названную «между двух стульев»: совмещение производства интертеймента, коммерческого и артхаусного кино. Мне это удается.

Анимацией называется и то, и другое, но это совсем разные вещи. Кода я делаю полный метр или сериал с готовым сценарием и идеей, то, прежде всего, думаю о публике. Ей должно быть интересно. Ты концентрируешься и рассчитываешь на свой профессионализм. Пытаешься рассказать историю - ритмически выразительно и смешно. Такая работа должна продаваться. Когда делаешь свое кино, то рассказываешь только о том, что тебя очень волнует. Фильм - моя собственная игрушка, мой пазл, и я складываю его для самого себя. Я должен делать это совершенно искренне. Если я буду оглядываться на публику, этого не получится.


Стенограмма мастер-класса Игоря Ковалева в скором времени появится на нашем сайте.
Все выпуски Фестивальной газеты-2010 доступны здесь